Что такое дизайн-мышление и где оно может использоваться
Бизнес
Читать 8 мин
5 апреля 2023 года

Что такое дизайн-мышление и где оно может использоваться

Дизайн-мышление — особый метод разработки проектов. Основная его идея в том, чтобы создавать продукт не для инвесторов или государства, а для тех, кто будет этим продуктом в итоге пользоваться, ― для своих потребителей. 

Работающие в этом стиле менеджеры и бизнесмены говорят, что если подумать о пользователе уже на этапе идеи, то и результат работы будет им востребован. Клиентоцентричность ― это важная деталь, которая отличает дизайн-мышление от других подходов. 

Возможно, прямо сейчас вы думаете: клиентоцентричность ― это, конечно, хорошо, но при чём тут дизайн? Дело в том, что слово пришло в русский язык из английского, в котором означает и замысел, и план, и проект. Так что дизайн ― это не только игры со шрифтами. Получается, дизайн-мышление ― это «торговое название» проектного мышления.

Перейдём к примерам. Представьте, что вы разрабатываете курсы по эффективному менеджменту для самых эффективных менеджеров.

Вы начинаете исследовать рынок, определяете самые популярные сейчас области знаний, договариваетесь о нескольких встречах с профессорами из ведущих вузов для составления программы и, конечно, добавляете технический блок, ведь любой успешный менеджер высокого класса должен уметь программировать как минимум на Java или Python. Для презентации курса вы приглашаете лучших спикеров ― самых эффективных менеджеров из разных областей бизнеса. 

В итоге у вас получается замечательная полугодовая программа. Слушателям потребуется около 15–20 часов в неделю на её освоение и, разумеется, достаточно большая сумма денег для участия. 

Спустя несколько месяцев после старта вы понимаете, что объём продаж вас не устраивает. Вы пытаетесь разобраться в проблеме и проводите опросы целевой аудитории. 

В процессе общения вы начинаете понимать, что у людей, на которых ориентирован ваш курс, нет такого количества времени. Они заняты основной работой и личными проектами, поэтому не готовы выделять на обучение более 5 часов в неделю.

Кроме того, стоимость курса оказалась выше суммы, которую готовы заплатить начинающие менеджеры и менеджеры среднего звена. Они не могут вложить столько средств и потратить несколько месяцев на интенсивное обучение. 

Вы решаете изменить программу: находите опытных и интересных, но не самых топовых спикеров, а в программу включаете не все доступные знания по управлению бизнесом, а лишь несколько инструментов и практических навыков, которые сразу же будут им полезны. 

Если бы вы при запуске проекта лучше понимали свою целевую аудиторию, оценили бы их потребности, узнали запросы на обучение, то могли бы сразу создать востребованный продукт без лишних расходов.

Перед началом разработки проекта в парадигме дизайн-мышления разработчик задаёт себе и своей команде несколько вопросов. Как добиться того, чтобы целевой аудитории было удобно пользоваться нашим продуктом? Можно ли сделать его ещё удобнее? Все ли взаимодействия с продуктом приятны и доступны пользователю? Чтобы получить ответы, вам понадобятся опросы, а чтобы их обработать ― эмпатия. 

Первый принцип дизайн-мышления ― эмпатия.

Есть множество реализованных проектов, построенных благодаря этому принципу. Например, Сбербанк проанализировал, что значительная часть ежедневных трат клиентов уходит на оплату автобусов, трамваев и метро. Так появилась идея подключить «Тройку» к дебетовой карте Сбера и повысить процент по бонусам Спасибо за оплату проезда. Идея понравилась людям, и за первые несколько месяцев новыми клиентами банка стали тысячи москвичей.

Ещё один пример: целый отдел в московском метро появился благодаря дизайн-мышлению. Специалисты из лаборатории Wonderfull провели полевые испытания и на себе проверили, что значит перемещаться по метрополитену в инвалидных колясках. На основе этих данных они создали «Центр обеспечения мобильности пассажиров». Он работает уже почти десять лет. За это время сотрудники центра смогли помочь более, чем миллиону человек! 

По этому же принципу работают и некоторые современные интернет-магазины модной одежды. Они не только доставляют заказ для примерки на дому, но и привозят выбранные модели в дополнительных размерах: вдруг лучше подойдёт, и вам не придётся отменять и заказывать заново. Кроме того, в посылке может быть ещё несколько вещей, подобранных стилистом, чтобы дополнить выбранный клиентом образ.

Вернитесь мыслями к своей повседневной жизни и подумайте про многофункциональный центр государственных услуг рядом с домом. 

Ещё несколько лет назад, чтобы получить несколько простых справок, вам необходимо было отстоять очереди в двух или трёх различных инстанциях, после чего при обнаружении ошибки вас могли попросить переоформить всё заново. Сейчас вам достаточно подойти к службе «одного окна» и быстро получить ответ на ваш вопрос. Чтобы не ждать, на приём можно записаться онлайн, а чтобы люди не тратили много времени на дорогу, центры госуслуг расположены в каждом районе. 

Создатели МФЦ точно знали о втором принципе дизайн-мышления ― широте мышления, то есть возможности охватить проблему и в целом, и во всех возможных деталях.

К сожалению, несмотря на очевидное удобство такого подхода для предпринимателей, принципы дизайн-мышления используются далеко не везде. Без третьего принципа ― готовности к экспериментам ― сложно добиться высоких результатов. Стартапер, предприниматель или бизнесмен должны быть готовы пробовать, ошибаться и пробовать снова, пока не получится.

Все эти проекты ― коллаборация банковской и транспортной карты, создание безбарьерной среды и подбор гардероба ― основаны на принципах дизайн-мышления. Они ориентируются не на плановые показатели или личные убеждения предпринимателя или руководителя, а на запросы своей конкретной целевой аудитории. 

Есть множество полезных инструментов и методов, которые помогут вам лучше понять вашу целевую аудиторию и делать полезные и удобные для нее продукты.

Их можно почерпнуть из книг. Добавьте на свою книжную полку такие издания: «Дизайн-мышление в бизнесе» Тима Брауна, «Креативная уверенность» Тома и Дэвида Келли, «Думай как дизайнер» Жанны Лидтка и Тима Огилви, «Запускаем инновации» Гийса Ван Вульфена, «Проектируя бизнес» Дэвида Батлера, «Как создать продукт, который купят» Синди Альварес и «Переворот» Люка Уильямса. Правда, возможно, в этом случае вам придётся добавить и ещё одну полку для всех этих книг. 

А ещё вы можете обратиться к курсу от Edutoria и за 5,5 часов познакомиться  с основными методами и принципами дизайн-мышления, узнаете, как генерировать идеи и как выбирать из них лучшие, и, конечно, попробуете узнать своего клиента поближе. 

На самом деле, дизайн-мышление полезно не только в бизнесе, но и для решения личных задач — например, при организации пространства в квартире или планировании отпуска. Что для этого нужно? Разберёмся на примере подготовки программы семейного отдыха. Проведите анализ потребностей своей целевой аудитории, прежде чем купить билеты и забронировать отель. Ваша вторая половинка любит активный отдых, вы хотите полежать на пляже, а дети хотят проводить время в аквапарке? Похоже, вам нужен отель с аквапарком, причём в таком городе, по которому будет интересно гулять. Готово, вам остаётся только выбрать город и забронировать гостиницу.

Возможно, по возвращении вы поймёте, что ни дня не провели вне отеля. Похоже, всё-таки активный отдых для вашей семьи оказался не в приоритете. Разработчики называют такой этап проекта тестированием. Теперь вы знаете, на что точно не надо тратить время и силы, и примените полученные знания в следующем отпускном проекте.

Похожие статьи

Подписка Ed+ на образование

Экономия денег и времени
для тех, кто хочет развиваться