Граффити — искусство или хулиганство?
Дизайн
Читать 5 мин
26 ноября 2024 года

Граффити — искусство или хулиганство?

Несмотря на то что граффити воспринимается в лучшем случае как андеграундная деятельность, а в худшем — исключительно как вандализм и порча имущества, всё-таки оно заняло своё место в современном художественном мире, объединяя в себе и изобразительное искусство, и перфоманс, и социально-политические заявления. Кто не знает Бэнкси — всемирно известного автора провокационных граффити-работ, который по сей день не открыл своего лица? Его рисунки давно охраняются властями как бесценные произведения искусства, их воруют и продают прямо с кусками стен и зданий. Что же в этих работах такого бесценного? И может ли граффити по праву считаться формой искусства, которая привлекает знатоков и коллекционеров?

«Что разрешено — то не граффити» — философия многих уличных художников отражена в этой цитате из книги Артуро Перес-Реверте «Терпеливый снайпер», где весьма подробно исследуется мир этих неуловимых невидимок, стремящихся донести свой месседж через роспись городских объектов.

Если в исследованиях граффити доходить до самых истоков, то первыми «бомберами» были ещё древние люди, оставляющие наскальные рисунки, столь ценные теперь для историков и археологов. Туда же относят многочисленные настенные надписи в Древнем Риме и Греции, да и в странах Древнего Востока. Так что граффити — это отнюдь не мода, возникшая в XX веке. 

Хулиганский и противозаконный флёр у граффити появился благодаря новейшей истории — в XX веке общаться с помощью настенных надписей начали нью-йоркские уличные банды. Тогда это действительно сложно было назвать искусством — ребята из банд таким образом оставляли послания на зданиях и вагонах. Чтобы обрести тот самый живописный вид, к которому мы привыкли сейчас, граффити понадобилось немало времени, и первые шаги были сделаны, когда на смену бандитским перепискам пришли острые политические лозунги от вдохновенной молодёжи.

С годами статус граффити продолжал меняться. К надписям прибавились рисунки, а по мере развития жанра — целые живописные полотна, и в какой-то момент дерзкое слово «граффити» превратилось в солидное «стрит-арт». Сотрудничество с выставками и официальное признание началось где-то с 1980-х годов. Во многом в современный вид граффити привела хип-хоп культура, которая популяризировала образ неуловимого инкогнито в капюшоне, удирающего от полиции с полной сумкой баллончиков краски. 

Что же отличает банальное пачканье стен от истинного уличного искусства? Художественную ценность в мир стрит-арта привносит заложенное художником послание. Практически всегда ценное граффити — это заявление, акция, вызов и протест. Яркие граффити привлекают внимание. Если хочется действительно ясно донести свою позицию, чем не способ — «выразить» её на огромной стене?

По иронии, со временем многие гиганты и легенды граффити были «приручены» корпорациями, против которых, по идее, должны были бороться.

Джош Франклин, он же Стэш, из героя росписи вагонов перешёл в дизайнеры одежды и занимался коллаборациями с Nike и Lacoste, а сейчас производит брендовые кроссовки.

Шепард Фэйри, автор всемирно известного плаката с портретом Барака Обамы и надписью HOPE, создал целое направление в искусстве политического визуала и тоже весьма успешно работает с Adidas и звёздами первой величины.

Снова приходит на ум Бэнкси — таинственный граффити-мэтр, предпочитающий хранить свою личность в тайне, он всегда на свой лад издевался над миром коммерческого искусства. Коллекционеры никогда не смогут забыть тот самый аукцион, где за полтора миллиона долларов была продана копия трафаретной фрески «Девочка с воздушным шаром», написанная самим же художником. После продажи рисунок наполовину уехал во встроенный в раму шредер. Художник дал работе новое название: «Любовь в мусорной корзине». И теперь она стоит ещё в два раза дороже.

Так что нелюбовь властей и почтенных граждан к граффити происходит не только из негодования по поводу «испорченных» зданий. Культура граффити имеет низовые корни, она произошла из радикальных настроений, от бунтарей. Доступность материалов позволяла высказаться тем, у кого не хватало денег — ведь изготовить дешёвую краску и разрисовать ею вагон поезда мог любой бедняк. Поэтому рисунки на стенах говорили с людьми голосами тех, кого обычно не слышно. Граффити можно бесконечно закрашивать и стирать, но они всё равно останутся в умах людей, на фотографиях и даже в путеводителях, как в одной из столиц мирового стрит-арта Сан-Паулу, где власти устали бороться с движением и просто решили придать ему официальный статус.

Если же художник не ставит перед собой цель шокировать публику или сделать заявление, то как минимум он красиво встраивает свою работу в облик города, не портя здания, а украшая их.

Вспомним несколько самых громких работ и акций из истории граффити, которые действительно подняли этот вид самовыражения до уровня высокого искусства.

1. Slavery Labour, Бэнкси, Лондон

Это трафаретная работа, где маленький мальчик шьёт британский флаг, грустно сидя за машинкой. Она символизирует протест против использования потогонных цехов для изготовления сувениров и символики. Британцы расценили это как прямой выпад в сторону королевы, чересчур помпезно празднующей свой юбилей.

2. «Весь мир», или «Туттомондо», Кит Харинг, Пиза

Фреска на стене церкви Сан-Антонио — одна из последних работ художника Кита Харинга — он умер, когда ему был всего 31 год. Смысл и сюжет «Туттомондо» — мир во всём мире и борьба со злом, что особенно трогательно подчёркивает самобытный и яркий стиль художника.

3. Стена Джонна Леннона, коллективное творчество, Прага

Уличный мемориал, посвящённый знаменитому музыканту, который был символом пацифизма для просвещенной молодёжи. Граффити находится прямо напротив французского посольства, и власти, которые много раз пытались запретить и разогнать паломников с краской, в конце концов просто его разрешили. Теперь это настоящий памятник человеческому единению и дань памяти одному из самых влиятельных людей двадцатого века. 

Похожий феномен есть и у нас — стена Цоя на Арбате, где увековечена память культового рок-музыканта.

4. «Машина заказов», Nevercrew, Гренобль

Команда итальянских художников изобразила двух китов, завёрнутых в ткань и подвешенных в воздухе. Смысл работы довольно очевиден — жестокость и алчность, с какой человек обращается с природой и её ресурсами.

5. «Монопс и Ричи: в глазах деньги», Алек Монополи, Нью-Йорк

Художник, который прошёл путь от уличного инкогнито, которого гоняет полиция, до партнёра фирмы TAG Heuer. Поначалу Алек вёл себя как Бэнкси, не показывая своего лица, но быстро стал востребованным благодаря своим ярким, вирусным работам. Теперь он вовсю делает не только искусство, но и деньги — в качестве консультанта и «арт-провокатора» известных брендов.

Как мы видим, в мире искусства ценным может стать практически что угодно, если оно сделано со вкусом, талантом и страстью к любимому делу. Со временем андеграундные художники стали неплохо зарабатывать на своём творчестве. И вы сможете, если действительно хотите. Удачи!

Похожие статьи