Искусственный интеллект в образовании: плюсы и минусы, варианты применения
Образование
Читать 10 мин
22 ноября 2024 года

Искусственный интеллект в образовании: плюсы и минусы, варианты применения

Искусственному интеллекту пророчат великое будущее. Именно эта технология сейчас стала одной из самых быстроразвивающихся и перспективных. Умные голосовые помощники, нейросети, которые рисуют картины, пишут тексты и музыку, — этим сегодня уже никого не удивишь. Все больше разговоров ведётся и о применении искусственного интеллекта в образовании: есть уже и такие кейсы. Специалисты Кембриджского университета назвали применение ИИ одним из ключевых трендов EdTech-2023 (источник). 

Мы уже писали в блоге о том, как применяется ИИ для бизнеса. В этой статье обсудим, поможет ли AI учиться эффективнее и какие для этого есть возможности прямо сейчас. 

Что такое искусственный интеллект

Искусственный интеллект (AI, ИИ) — это технология, благодаря которой машина может решать задачи, обычно решаемые с помощью разумного мышления. ИИ имитирует поведение человека; главной особенностью является способность к самообучению на основе полученных данных и «опыта».

Всеобщий интерес к искусственному интеллекту несложно объяснить: эта технология открывает человеку невероятные возможности по автоматизации различных процессов, прежде всего трудоёмких и скучных. Там, где мы устаём,  прокрастинируем или отвлекаемся, машина продолжает показывать стопроцентную эффективность и высокую точность.

Как можно использовать ИИ в образовании?

Возможностей много уже сейчас, и их число будет только расти — программы  и сервисы, способные самообучаться, помогают людям решать самые разные задачи.

Для автоматизации рутинных процессов

Из-за чего чаще всего выгорают и разочаровываются в профессии даже самые увлечённые и талантливые педагоги? Из-за рутины. Ведь преподавателю порой приходится сотню раз терпеливо отвечать на один и тот же вопрос, внимательно считать баллы, чтобы оценить успеваемость, проверять типовые задания… Внедрение ИИ в образование позволит делегировать часть этих задач машине — и освободить таким образом ресурсы для эксперимента и творчества.

ИИ в сфере образования в России занял уже вполне официальное место: так, с 2023 года письменные работы школьников по гуманитарным предметам в рамках пилотного проекта проверяет нейросеть. Создатели проекта обучили машину искать грамматические, пунктуационные ошибки и даже смысловые погрешности. 

Уже начиная с 2024 года сочинения, написанные школьниками в рамках ЕГЭ, будут централизованно проверяться с помощью нейросети — о таких планах сообщил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев (источник). Цель использования ИИ в данном случае — проверка добросовестности учащихся. Планируется, что машина будет расставлять в работах учащихся метки, выделяя подозрительные места. Но итоговое решение о том, списывал ученик или нет, пользовался ли он шпаргалками, всё-таки будет принимать живой человек — модератор.

Для персонализации и создания индивидуальных обучающих треков 

Темп обучения для каждого человека и характер усвоения новой информации глубоко индивидуальны. Однако в условиях массового обучения учесть все эти нюансы сложно — например, преподаватель, объясняя новый материал, ориентируется на средние показатели. Адаптивное обучение построено на потребностях конкретного ученика. Сформировать индивидуальный обучающий трек возможно с помощью искусственного интеллекта. А ещё использование ИИ в образовании позволит найти проблемные места в составе обучающих курсов — разделы и задания, в которых ученики допускают больше всего ошибок. Это очень удобно для преподавателя — он может уделить больше внимания именно этим аспектам, например, дополнительно проработав сложную тему.

Нейросеть также может быть полезно при самодиагностике. Анализируя историю совершённых пользователем действий, образовательная платформа с интегрированным ИИ предлагает адресный контент, точно соответствующий объективному уровню знаний. Технология, встроенная в обучающие сервисы, помогает и с освоением конкретных практических навыков: например, на образовательной платформе распознаёт звучащую речь ученика, а затем анализирует грамматику, произношение и лексику и показывает ошибки.

Для генерации контента

Эта область использования ИИ для нас — самая привычная (кстати, о том, могут ли нейросети рисовать и писать тексты, мы уже рассказывали в блоге). Вы уже пробовали нарисовать картинку с помощью ИИ? Например, через российский продукт Kandinsky. Полученные изображения могут пригодиться, например, для иллюстраций творческих работ или презентаций. Преимущества использования технологии ИИ в данном случае очевидны — креативная задача решится намного быстрее, чем без помощника-машины. 

Сети, которые пишут тексты, тоже можно использовать как вспомогательный инструмент для учёбы, а ещё ИИ помогает разобраться с домашними заданиями. Например, нейросеть от Сбера GigaChat можно попросить подготовить текст для небольшого описания — бот охотно соберёт и скомпонует данные. А еще он может помочь, например, разобраться с грамматическими заданиями.

В России уже был один зарегистрированный случай написания дипломной работы с помощью нейросети (источник). Этические аспекты применения искусственного интеллекта в работе с образовательным контентом пока еще только разрабатываются. Но российские программисты уже продумали алгоритмы, которые ограничивают «опасные» запросы.  

А вот содействовать педагогу нейросеть согласна. Например, с её помощью можно за пару секунд составить вполне рабочий план урока. Но конечно, использование ИИ имеет ограничения: наполнение каждого блока всё-таки должен продумывать сам специалист.

В перспективе посредством ИИ можно будет создавать и более сложные образовательные продукты, например серии курсов и обучающие приложения. Кроме того, с помощью нейросетей можно автоматизировать процесс превращения лекций в конспекты — технология автоматически распознаёт звучащую речь и переводит её в письменный текст. 

Для развития гибких навыков

Один из важнейших гибких навыков — коллаборативность, способность людей объединяться в команды и совместно выполнять различные задачи — казалось бы, не терпит вмешательства машинных технологий. Но и здесь искусственный интеллект, как оказалось, может быть полезен. В рамках акселератора Национальной технологической инициативы ученые использовали технологии ИИ для подбора людей в команды. Это должны были быть максимально эффективные коллективы — такие, которые смогут создавать успешные стартапы.

На основе данных, полученных в ходе предварительной диагностики, было выделено пять ключевых характеристик («гармоний»): знания, роли, личностные качества, ценности и интересы. После обработки общего списка удалось скомпоновать команды, в каждой из которых у участников присутствовал нужный набор мягких и профессиональных навыков. 

Как сейчас применяется искусственный интеллект в образовании

В России сейчас реализуются десятки проектов с интегрированным ИИ, которые призваны сделать образование более доступным, комфортным и эффективным. Яркий пример — виртуальный помощник «Кеша» на базе чат-бота GPT4, которым пользуется образовательный сервис Skyeng. «Кеша» позволяет моделировать и отрабатывать диалоги, получая от собеседника обратную связь с выделенными ошибками.

Например, беседуя с «Кешей», можно смоделировать ситуацию покупки сувениров — чат-бот будет вести себя как настоящий продавец-консультант и задавать вопросы, на которые нужно отвечать. 

Еще один пример — сервисы с интегрированным ИИ, которые помогут в составлении индивидуальных карьерных траекторий с учётом образования и навыков. Например, сервис Edwica, помогающий старшеклассникам сориентироваться в мире современных профессий. Система анализирует данные о навыках, склонностях, интересах и выдаёт практические рекомендации — какое направление выбрать и какое для получения конкретной профессии потребуется получить образование. 

Подытожим

Возможности применения ИИ в образовании уже сейчас впечатляют, а дальше они будут только расширяться. Благодаря машинным алгоритмам можно структурировать и анализировать большие объёмы информации, собирать людей в команды, прокачивать предметные навыки, составлять индивидуальные карьерные треки. Однако важнейший аспект образования,  контакт «ученик — учитель»,  остаётся неизменным: современные технологии призваны лишь помочь его наладить. Задачи машине по-прежнему ставит человек — и это прекрасно!

Похожие статьи

Подписка Ed+ на образование

Экономия денег и времени
для тех, кто хочет развиваться