История успеха платформы «Яндекс»
Бизнес
Читать 7 мин
28 ноября 2024 года

История успеха платформы «Яндекс»

Сегодня Яндекс — не только одна из крупнейших поисковых систем в мире, но и целый холдинг. Под этим именем объединены самые разные современные сервисы и продукты, которые являются частью ежедневной жизни многих из нас: карты, общественный транспорт, такси, почта, документы, маркетплейс, финансы, обучение...

Впервые поиск через Яндекс был запущен в 1997 году, на заре развития интернета. Расскажем историю Яндекса: с чего же всё начиналось, каким образом за 25 лет создатели компании вывели своё детище на такой высокий уровень, как работает платформа и что сейчас умеет Яндекс.

Начнём с начала

В 1980-е годы, когда компьютеризация только входила в нашу жизнь, аспирант РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина Аркадий Волож уже погружался в исследование информационных баз и обработки данных.

После окончания университета Аркадий открыл собственную компанию CompTek. Фирма занималась продажей персональных компьютеров и автоматизацией рабочих мест в офисах.

Постепенно объём данных значительно вырос. И к 1993 году генеральный директор CompTek создал специальную программу, которая позволяла искать нужную информацию на жёстком диске. Затем программу подключили к тексту Библии — самой тиражируемой книги в мире. Часть материала разработчикам пришлось набирать вручную, но это того стоило. Онлайн-Библия привлекла внимание новых клиентов, и на сервис обратил внимание Институт мировой литературы: вскоре он сделал заказ на индексирование собрания сочинений А. С. Грибоедова.  

В разработке принимал участие программист Илья Сегалович. Новую поисковую программу назвали «Яндекс» — как производное от yet another indexer («ещё один индексатор»). Под этим названием люди и узнали детище программистов: 23 сентября 1997 году Яндекс представили на Softool — крупном форуме информационных технологий.

Со временем при участии компьютерного лингвиста Аркадия Борковского и компании «Аркадия» Яндекс получил усовершенствованный поисковый словарь, который брал во внимание морфологию русского языка. Это означало, что если вбивать в строку поиска слово, программа «узнает» его в любой словоформе и найдёт его местоположение на диске. Помимо этого программисты взяли в работу уже имеющиеся сайты Рунета и постепенно подключали их к поисковой программе.

Поиск Яндекса применяет инновационные технологии и учитывает особенности языка: его морфологию, разброс слов в пределах одного предложения или абзаца, частоту запросов.

Выход на рынок

С 1997 по 2000 годы Яндекс искал инвестиции, чтобы закрепиться на интернет-рынке. У компании уже появились конкуренты: «Рамблер», Altavista, «Апорт», но создатели Яндекса не теряли веры в себя и добились лидерства в области.

В 1997 году Рунетом пользовалось уже более двух миллионов человек. Чтобы обогнать главный поисковик того времени «Рамблер», Яндекс сделал рискованный шаг — закупил три сервера с жёсткими дисками по одному гигабайту. Такая мощность позволила обрабатывать и индексировать страницы со всего Рунета, однако для узнаваемости среди аудитории этого было мало.

Тогда владельцы Яндекса начали привлекать клиентов на рекламу и определили чёткие критерии: никакой анимации, флеша и самопроизвольного открытия баннера на всю страницу. Ещё одно важное нововведение для повышения эффективности рекламы — она должна была соотноситься с тематикой поиска.

Первого клиента — сетевое оборудование Cisco Systems — в марте 1998 года Яндекс взял бесплатно. На тот момент CompTek являлся его основным дистрибьютором. Начинающие маркетологи придумали звучный слоган: «Ваша киска купила бы Cisco». 

Они не прогадали: реклама привлекла внимание, и в Яндекс стали обращаться новые клиенты со стороны. Тогда же на Yandex.ru запустилась контекстная реклама: баннеры появлялись на экране пользователя, соответствуя его запросам. В дальнейшем таргетинг стал одним из главных векторов работы Яндекса.

Успех рекламы был очевиден, но для развития нужно было гораздо больше вложений, чем уже обеспечивали инвесторы из CompTek. Множество переговоров и безуспешных попыток всё же привели к успеху. В 2000 году международная инвестиционная компания Baring Vostok Capital Partners образовала специальный фонд и выкупила 35,72% акций Яндекса более чем за пять миллионов долларов.

На тот момент штат Яндекса составлял 25 человек, а вся база данных для работы помещалась на одном сервере.

А что сейчас?

Так с новым тысячелетием начался стремительный рост и развитие Яндекса. Из поискового сервиса с девизом «Найдётся всё!» он превратился в настоящего IT-гиганта.

В 2001 году появилась система контекстной рекламы Яндекс.Директ и уже в первый год работы разместила 2 500 рекламодателей. В отличие от прямых конкурентов, Яндекс объединяет только профильных экспертов, которые по-настоящему разбираются в области своих разработок. При этом молодые специалисты обладают достаточной смелостью и интуицией, которые помогают определять горизонты развития в перспективных направлениях.

Доходы от Яндекс.Директа росли в геометрической прогрессии. В 2002 году Yandex.ru объединиля с платежной системой PayCash, чтобы запустить электронную систему «Яндекс.Деньги». Появились Яндекс.Картинки и Яндекс.Маркет, а команда компании расширилась до 100 человек.

С 2005 года Яндекс встал в ряд ведущих платформ — компания вышла на международный рынок и открыла представительства в соседних государствах. Амбициозный работодатель искал молодых мотивированных специалистов по всей России и странам СНГ. А через три года Яндекс стал одной из десяти сильнейших поисковых систем мира. Только за один год с 2009 по 2010 обработанные Яндексом запросы выросли с 663 млн до 1,29 млрд! А в 2013 году Яндекс занял четвёртое место в мировом рейтинге поисковиков.

Стоит ли говорить, что теперь продукты и устройства Яндекс — ежедневная часть жизни практически каждого из нас? С помощью его продуктов мы строим маршрут на работу, слушаем музыку и подкасты, планируем путешествия, выбираем квартиру в аренду, заказываем продукты домой, переписываемся с научным руководителем, анализируем эффективность работы собственных проектов и многое, многое другое. 

История успеха платформы «Яндекс» — это целая эпоха в истории российского IT-сектора и предпринимательства. В своё время создатели Яндекса показали, как можно строить бизнес в России, создавать на внутреннем рынке здоровую конкурентную среду и даже налаживать международные связи с крупнейшими лидерами отрасли.

В начале 2023 года Яндекс стал самым желанным работодателем среди студентов по версии FutureToday (источник здесь). На самом деле, сфера IT сейчас — одна из самых востребованных, и при желании и упорной работе всегда можно стать частью большой и сплочённой команды или поучаствовать в перспективном проекте.

Нужно лишь приложить усилия и приобрести необходимые навыки. Например, на образовательной платформе Edutoria есть курс «Кто ты в IT?», который поможет определиться с интересным направлением в профессии. Пора начинать делать первые шаги к своей мечте!

Источники иллюстраций, используемых в статье: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/books/yandeks-mozhno-razrushit-no-nelzya-otobrat/. Дата обращения 14.03.23

Похожие статьи