Учим детей обращаться с деньгами
Уметь распоряжаться средствами, планировать и совершать траты — важно, и дети интересуются этой темой уже в раннем возрасте. Психологи рекомендуют подобный интерес поддерживать — ведь финансовое мышление формируется постепенно. И этот навык обязательно пригодится во взрослой жизни.
Как и что рассказать детям про деньги? Когда начинать давать на карманные расходы? Сколько и на каких условиях? Нужно ли контролировать их траты? В статье собрали ответы на эти и другие важные вопросы.
Когда уже пора
Согласно п. 2 ст. 28 ГК РФ, совершать мелкие самостоятельные покупки ребёнок может с 6 лет. То есть дошкольника или ученика младших классов можно отпускать в магазин одного, например за хлебом. И, конечно, если он может делать покупки для семьи, значит, может что-то покупать и себе лично.
Первые карманные деньги можно начать выдавать в 6–7 лет. В этом возрасте ребёнок уже внятно отвечает на вопрос, как он собирается их тратить. Это важный этап для формирования финансовой грамотности у детей.
Первые деньги
Карманные деньги ребёнку не стоит выдавать внезапно — понадобится некоторая подготовка. Детсадовцу можно в доступной форме объяснить, для чего вообще нужны деньги и откуда они берутся. Финансы для детей постарше — более сложная система. Школьник уже может понять, что такое бюджет. В младших классах ребята знакомятся с арифметическими действиями — сложением, вычитанием, умножением и делением, и на примере денег эти действия удобно отрабатывать (кстати, вот и ответ на вопрос «зачем мне математика»: чтобы узнать, сколько сдачи тебе должны с этой суммы или на что этой суммы хватит).
Важно, чтобы ребёнок понимал, что привычные блага — продукты, одежда и тому подобное — не появляются «из воздуха». Полезно брать сына или дочь с собой в магазин — можно сравнить цены, поговорить о том, что такое «дорого» и «дёшево», объяснить, что потратить все имеющиеся средства разом нельзя. Коммунальные услуги, транспорт, товары для дома оплачивают родители, но хорошо, если ребёнок видит, как это происходит. Так у него не будет возникать обманчивого ощущения, что можно всю зарплату спустить на наклейки и шоколад.
Уровень: продвинутый
Первоначально деньги на карманные расходы лучше выдавать наличными. Если ребенок хорошо считает и аккуратно обращается с деньгами, можно двигаться дальше — например, завести на его имя банковскую карту. Детскую Сберкарту можно выпустить для детей 6–13 лет, — счёт в этом случае оформляется на родителя, а сын или дочь могут им пользоваться. С 14 лет, когда ребенок получит паспорт, счёт можно открыть уже на его имя. Карта — это удобно: безналичными способом можно расплачиваться везде. К тому же безналичные средства лучше защищены — даже если ребёнок потеряет карту, её можно заблокировать, и деньги не достанутся чужим.
Перед тем как выдать карту, нужно провести полный инструктаж, а также занятие по финансовой грамотности и безопасности для детей: показать, как работает банкомат, объяснить, что данные карты секретны и их никому нельзя сообщать, научить расплачиваться в интернет-магазинах.
Карманные деньги — сколько и когда давать
Точная сумма зависит от возможностей конкретного родителя. Она не должна быть слишком маленькой — денег должно хватить, чтобы купить что-то интересное и приятное вроде небольшой игрушки. Но и слишком щедрым родителю быть не стоит — если у ребёнка на руках постоянно будут оказываться крупные суммы, ему станет сложнее почувствовать ценность денег, а вам — сложнее контролировать траты.
Нужно заранее оговорить, сколько ребёнок будет получать, а также периодичность этих поступлений — например, раз в неделю или раз в месяц.
Второй вариант подойдёт, если ребенок уже достаточно большой и умеет планировать. Карманные деньги школьнику, который учится в младших классах, лучше давать раз в неделю. Выбранной и согласованной схемы нужно строго придерживаться — если ребёнок потратит всю сумму сразу, дополнительно финансировать его непедагогично — объясните, что придётся подождать следующей «зарплаты». Так формируется умение распоряжаться бюджетом и здоровая избирательность в тратах.
Стоит ли «платить» за достижения
Хорошие отметки в школе или призовые места на соревнованиях не должны «оплачиваться», как и работа по дому. Выдающиеся результаты в учёбе или творчестве приятны сами по себе, и мотивация в данном случае не связана с деньгами. Но победу, конечно, можно отпраздновать — например, пойти в ресторан или развлекательный центр.
Домашние обязанности в идеале должны быть равномерно и по справедливости распределены между всеми членами семьи. Именно поэтому уборку пола и мытьё посуды тоже не стоит оплачивать — ведь сами родители выполняют хозяйственные дела, не получая за это никакого вознаграждения. Если ребенок возмущается, важно сразу объяснить, что содержать дом в порядке — это общее дело, а результатом являются чистота и уют, которые сами по себе обладают ценностью.
…и «штрафовать» за плохое поведение
Лишать ребёнка денег в качестве наказания — не самый удачный ход, ведь деньги — это инструмент учёбы, а не «кнут и пряник» для дрессуры. Если школьник получил двойку или замечание, нагрубил старшим или ещё как-то оплошал, прежде всего проблему стоит откровенно обсудить. А в качестве мер лучше всего работают разумные, но чувствительные для провинившегося ограничения — например, запрет на пользование гаджетами или прогулки с друзьями на какой-то срок.
Стоит ли дарить деньги
Ещё одна типовая ситуация в контексте «дети, родители и деньги» — это всевозможные торжественные моменты. Дошкольникам и младшим школьникам на праздники всё-таки лучше дарить то, о чем они мечтают: игрушки, сладости, билеты на интересные мероприятия. Купюры и монеты не создают ощущения праздника. Детям постарше, подросткам можно дарить и деньги — но лучше на какую-то конкретную покупку. Совсем хорошо, если ребёнок смог накопить часть необходимой суммы, а часть родитель добавил из своего кошелька.
Как показать достойный пример
Дети внимательно наблюдают за поведением старших и повторяют его. В финансовом плане личный пример родителей исключительно важен. Чтобы приучить сына или дочь разумно распоряжаться бюджетом, нужно для начала самому выстроить правильный подход к деньгам:
- планировать семейный бюджет,
- контролировать траты,
- не прибегать без необходимости к заёмным средствам,
- копить и/или инвестировать.
Выстроить личную финансовую стратегию поможет курс «Азбука денег» на портале Edutoria. Пройдя его, вы сможете выработать полезные финансовые привычки, сократить расходы и увеличить доходы — а затем и поделиться полученными знаниями с младшим поколением.