Как сделать бизнес-план
У вас уже есть идея, которой вы горите и хотите воплотить? Поздравляем! Тогда следующий шаг на пути к мечте ― это бизнес-план.
На этом этапе вы сможете рассчитать, сколько вам понадобится денег на старте, как быстро вы выйдете в ноль и когда начнете получать прибыль (если начнёте). В этой статье вы узнаете, из каких таблиц состоит бизнес-план и как их подготовить. Мы кратко опишем структуру документа и подскажем, с чего начать.
Для чего нужен бизнес-план?
Главная польза бизнес-плана — учёт прибыли и рисков. Планирование производства на бумаге поможет убедить себя и будущих инвесторов в том, что идея сработает или, по крайней мере, должна сработать.
А что у него внутри?
Начинается документ с титульного листа, содержания и резюме. Резюме – это краткий пересказ всего, что будет сказано дальше, основные цифры и показатели.
Например, вы строите большой гостиничный комплекс на берегу моря. Расскажите в резюме, что вы планируете в нём разместить, какие услуги предложить своим гостям и почему вы выбрали именно гостиницу, а не жилой дом или торговый центр.
Добавьте, что, согласно расчётам, срок окупаемости составит не больше 24 месяцев, а вложить придётся всего 25 миллионов рублей, чтобы через 2 года начать получать прибыль в 900 тысяч рублей ежемесячно.
Представьте себя на месте инвестора. Хочется ли вам узнать больше об этом проекте?
Итак, что у бизнес-плана внутри?
Немного о вашей компании
Опишите занимаемую нишу на рынке и состояние отрасли. Тип компании тоже стоит описать: коммерческие организации создаются в форме ООО, АО и других — от этого зависит их финансирование и развитие.
Подробно о ваших товарах и услугах
Опишите продукт так, чтобы его можно было себе представить и при этом он вызывал интерес. Избегайте лишних подробностей по производству и «воды» – деталей, которые и так всем известны. Например, если планируете открыть обычную кофейню формата to go, не перечисляйте, что на полке будут стоять бумажные стаканчики, пакетики с сахаром клиент сможет взять сам, а на стенах будут висеть постеры с мотивирующими цитатами.
Сосредоточьтесь на том, что действительно сможет привлечь людей: расскажите о запоминающемся дизайне упаковки; более высоком, чем у конкурентов, качестве сырья; или быстром обслуживании — если знаете, как этого достичь.
Стиль продвижения
Включите в этот раздел каналы продаж, ожидаемые показатели прибыли, затраты на рекламу и PR. Будут ли у вашего проекта собственные страницы в соцсетях, или вы будете рекламироваться на популярных площадках? Будете ли печатать баннеры и раздавать листовки? Сколько людей таким образом планируется привлечь? Вы займётесь этим самостоятельно или планируете нанять специалиста? Сколько денег на это уйдёт? Продумайте это перед запуском. Учтите, что производитель кормов для животных и барбершоп могут использовать разные способы привлечения клиентов.
Производство
Покажите площадь помещения, затраты на ресурсы и оборудование, цикл производства, расчет амортизации, этапы создания предприятия. Много важных слов и понятий, в которых вам обязательно нужно будет разобраться. Грамотное планирование деятельности организации даст понимание, как быстро компания начнет развиваться.
Если вы разрабатываете цифровой продукт, допустим, приложение, опишите этапы производства. Сколько человек будут работать над ним? Через какое время вы планируете выпустить проект на рынок? Что произойдет после запуска?
Распределение ролей
Определите зону ответственности каждого сотрудника и его обязанности. Можете указать в документе систему управления, которой хотите придерживаться.
Финансовый план
Едва ли не самая важная часть бизнес-плана. По цифрам из этой таблицы инвесторы принимают решения, а вы сможете контролировать процесс работы после запуска. В смете максимально подробно учитываются затраты, называется себестоимость продукта, рассчитываются возможные убытки.
Не забудьте, что затраты делятся на:
1. единовременные, вроде покупки помещения и оборудования, и
2. периодические – зарплаты сотрудников, аренда, реклама, сырье, коммунальные и другие необходимые платежи.
Полезно просчитать период инвестирования, найти точки безубыточности и окупаемости, рассчитать, через какое время бизнес начнет окупаться, обозначить этапы выполнения проекта.
Оценка эффективности проекта
Для этого рассчитывают срок окупаемости в месяцах, ожидаемый чистый доход, рентабельность продаж в процентах.
Рентабельность проекта (англ. Return on Sales, ROS) можно предварительно оценить по формуле ROS: для этого сумму прибыли (заработанные деньги минус расходы) нужно поделить на объем выручки (все заработанные деньги) и умножить на 100.
Например, вы рассчитываете, что заработаете 100 000 за первый месяц, и 80 000 у вас уйдет на аренду помещения и закупку необходимых материалов. Сколько у вас получится прибыли? 20 000 рублей.
Рентабельность ваших продаж оказалась равна 20%. Хороший результат! Это значит, что 20 копеек из каждого полученного рубля можно будет вложить в дальнейшее развитие компании (или порадовать генерального директора подарком в честь первой прибыли).
Для детальных расчетов существуют онлайн-конструкторы, например, bpe24 и программы на базе Excel. И, конечно, можно привлечь финансового консультанта, специализирующегося на бизнес-планировании.
Гарантии и риски
Будьте честны перед собой и инвесторами и опишите возможные проблемы: например, рост арендной платы, низкий трафик в заведении, недостаточный средний чек, непрофессионализм сотрудников. Дополните это возможными решениями.
Приложения
Сюда можно добавить фотографии объектов, визуализации, результаты маркетинговых исследований, детализации расчетов, более подробный анализ конкурентов. Покажите прототип вашего приложения или сделайте альбом с визуализацией будущей автомастерской.
Если бизнес-план нужен для получения кредита, детали оформления лучше выяснить заранее у кредитного консультанта банка. У Сбера, например, есть собственный стандарт. То же касается и ситуации, когда вы обращаетесь за господдержкой по определенной программе: требования обычно описаны в документации, и составленный не по их правилам документ могут не рассмотреть.
Как пишется бизнес-план
Теперь, когда вы знаете, что должно быть в бизнес-плане, можно начинать его готовить. Пишите его в свободной форме, дополняйте графиками, диаграммами и другой понятной инфографикой.
Основную часть вы можете написать сами, а финансовые расчеты дайте проверить эксперту. Он подскажет, какие формулы для расчетов сейчас актуальны, или составит финансовый план целиком.
Распространенные ошибки
- Неправильное оформление. Ознакомьтесь с требованием конкретного банка или государственной программы, если предоставляете бизнес-план для них.
- Не учтены очевидные риски ― рост арендной платы, сложности с логистикой, неожиданно большой объем заказов к Новому году и пр.
- Товары или услуги описаны лишь в общих чертах. Даже если вы планируете открыть самую простую пекарню в городе и печь только один вид хлеба, постарайтесь рассказать в бизнес-плане, чем ваш батон будет выделяться среди конкурентов.
- Громоздкий проект. Для небольшого предприятия 30-40 страниц документа будет достаточно. Не пытайтесь впечатлить инвесторов многостраничной распечаткой, это не сработает, и вы только потратите бумагу.
Что дальше?
День X! Познакомьте с бизнес-планом возможных инвесторов, совладельцев предприятия и ключевых сотрудников. Мы уверены, что у вас получится отличный документ, который даст жизнь новому проекту.
После запуска ориентируйтесь на цифры и показатели, которые показаны в финансовой части, но будьте готовы к тому, что реальность скорректирует ваши планы.
Кстати, бизнес-планы бывают и антикризисные: их составляют, чтобы помочь компании справиться со сложностями и развиваться дальше.
Не бойтесь искать поддержки: ваши коллеги по цеху, эксперты, а может, и будущие партнеры могут подсказать решения, которые трудно нащупать в одиночку.
Бояться неудач ― нормально. Вы сможете научиться воспринимать ошибки, как опыт, и вдохновляться ими на то, чтобы принимать ответственные и взвешенные решения.