Креативность: что это, советы и техники развития
Саморазвитие
Читать 10 мин
19 января 2024 года

Креативность: что это, советы и техники развития

Жизнь подкидывает задачи, для которых требуются нестандартные решения, — ведь мир вокруг находится в постоянном движении. Чтобы оставаться успешным в этом быстром ритме, нужны творческие способности, креативность: благодаря ей удается придумывать новое. О том, как работает этот навык и как его прокачать, поговорили с экспертом — психологом Максимом Киселевым.

Что такое креативность

У этого понятия есть разные определения, но все они так или иначе связаны с новаторством. Креативность — это способность мыслить и действовать нестандартно, находить оригинальные способы решения проблем и создавать нечто уникальное. Благодаря ей мы остаёмся любопытными и способны развиваться в детстве, в юности и в более зрелые годы — всю жизнь. Креативное мышление — навык, необходимый человеку, чтобы эффективно преодолевать преграды и достигать успеха в самых разных областях. Всюду, где нам нужно придумывать новое, мы обращаемся к внутреннему творцу. О том, какие ещё мягкие навыки пригодятся, чтобы построить более успешную и счастливую жизнь, можно прочитать в нашей статье.

История вопроса

Креативное мышление давно интересует учёных — на эту тему написаны сотни полезных книг, тысячи статей, несколько десятков лет ведутся экспериментальные исследования.

В середине прошлого века психолог Джой Гилфорд предложил свою концепцию творчества как дивергентного мышления, суть которого — поиск множества решений для одной и той же задачи. По Гилфорду, креативный человек обладает:

  • широтой взглядов,
  • гибкостью,
  • способностью непредвзято рассматривать разные (и даже противоположные) мнения,
  • самостоятельностью мышления.

Мыслить креативно — значит задействовать свои индивидуальные способности, проявлять их. В концепции психолога Абрахама Маслоу творчество — это прежде всего самоактуализация: спонтанная и естественная активность, которая имеет вектор и предполагает достаточную усидчивость, чтобы довести дело до конца. Наконец, ещё один психолог Михай Чиксентмихайи определяет творчество как погружение в особое состояние потока (о том, что это за состояние и как в него войти, мы уже рассказывали в блоге).

В основу концепции креативного мышления Чиксентмихайи легла идея получения удовольствия от творческой деятельности. Состояние потока связано с повышенной концентрацией и активностью, чувством всесильности, самореализацией и потерей самосознания (растворением в деятельности). Вход в поток также связан с идентичностью человека и его ценностями — деятельность представляется значимой, и это помогает достигать успеха. 

В своей фундаментальной работе «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений» Чиксентмихайи даёт вполне однозначный положительный ответ на вопрос «можно ли развивать креативность?»: творческие черты присущи людям с рождения, но потенциал креативности можно (и нужно) раскрывать.

Максим Киселев: «Современный мир живёт на высоких скоростях, и очень важной является способность постоянно учиться, познавать новое. Всё очень быстро меняется, быстро устаревает. Готовность освоить то, чего ты не знал и не умел вчера, — важный предиктор успешности. 

Среди ключевых навыков, которые способствуют её обретению, можно назвать развитое критическое мышление и креативность. Критическое мышление подразумевает готовность смотреть на ситуацию с разных точек зрения, оценивать и анализировать, а креативное мышление ему отчасти противоположно — это умение видеть привычные вещи с новых позиций, умение заметить то, что не очевидно».

Психолог Эдвард де Боно предложил термин «латеральное мышление» для обозначения нашей способности к творчеству, противопоставив его мышлению логическому. Чтобы жить полноценно, нужны оба типа мышления: в повседневной практике мы опираемся на ранее полученный опыт, но чтобы создать что-то новое, логику и опыт нужно уметь отодвинуть. Один из излюбленных креативных инструментов в бизнесе — так называемый «мозговой штурм». О том, как его организовать и провести, тоже можно почитать в нашем блоге.

В каких областях нужна креативность 

Способность креативно мыслить — навык, который важен для всех без исключения сфер современной жизни. Готовность создавать прорывные идеи и находить новые решения — истинный двигатель прогресса.

Это касается не только креативной индустрии. Конечно, творческие сотрудники есть в дизайнерских бюро, музыкальных студиях, в кино, театре, на радио и в рекламе. Однако они нужны и в образовании (новые методики позволяют сделать процесс обучения более эффективным), в науке (одна остроумная гипотеза может полностью перевернуть целую область знания), в предпринимательстве (чтобы создать стартап, который «выстрелит», нужно нестандартно мыслить, выдавать яркие идеи и отстраиваться от конкурентов).

Максим Киселев: «Сейчас мы видим настоящий бум креативной индустрии. Так получилось, конечно, не только потому что все люди вдруг открыли в себе творческие задатки. Дело в том, что мы живём в эпоху экспоненциально растущей экономики. Экономика самозанятости — с чем она будет связана в первую очередь? С креативностью, конечно. С тем, что человек может сам придумать, развить и коммерциализировать». 

Мы собрали для вас несколько полезных курсов на Edutoria, которые помогут стимулировать внутреннего творца:

Можно ли прокачать креативность? 

Короткий ответ: да. И неважно, каковы врождённые способности. Для развития творческого мышления нужно стимулировать в себе любопытство и поиск. Причём не только в какой-то отдельной (например, профессиональной) области — открытость, игра, готовность к эксперименту могут стать общей нормой жизни. Творческое мышление помогает генерировать идеи и находить решение проблем — в работе и в отношениях с окружающими.

Максим Киселев: «Обратимся к классике — например, книге Майкла Микалко “Взлом креатива”. Если мы понимаем креативность как возможность увидеть то, чего не видят другие, очевидное решение — использовать техники, развивающие способность смотреть на привычное под неожиданным, новым углом. 

Есть очень простые, но эффективные практики, которые запускают этот процесс. Я, например, много раз в разных аудиториях показывал такое упражнение — “тест альтернативных применений”: давал участникам немного времени, 5 или 10 минут, просил их придумать и перечислить все способы использования кирпича. Сначала бывает сложно, но потом мозг разгоняется — одна из команд, помню, выдала рекордный результат — 52 разных способа! И это, конечно, ещё не предел».

Три подхода к развитию креативности 

Полезных техник десятки — можно протестировать разные, чтобы понять, какая из них  подходит больше. Мы разберём некоторые из них.

Девять стратегий креативного мышления Микалко, автора книги «Взлом креатива»

  • Знать, как смотреть. Уметь намеренно отказаться от решения задачи, основанного на прошлом опыте, воспринять её как полностью новую.
  • Визуализировать мышление. Использовать технику визуализации — карточки, схемы, картинки и чертежи для оформления своих размышлений.
  • Думать легко. Экспериментировать и создавать как можно больше: количество со временем переходит в качество.
  • Создавать новые комбинации. Сочетая известные элементы, можно создать нечто совершенно новое.
  • Связывать несвязанное. Замечать неочевидные связи между предметами и явлениями.
  • Смотреть на другую сторону. Не пугаться сочетания несочетаемого и даже противоположного.
  • Смотреть в другие миры. Не ограничиваться одной областью знания, проявлять открытость и любопытство.
  • Находить там, где не искал. Даже если в ходе эксперимента получилось не то, что планировалось, это результат — и он может быть важным: многие открытия были сделаны благодаря ошибке. Например, Александр Флеминг изобрел пенициллин, потому что забыл вымыть пробирку.
  • Пробуждать дух сотрудничества. Работать в группе единомышленников: коллективный разум продуктивнее.

Стратегия креативности мультипликатора Уолта Диснея

Основополагающий принцип этой стратегии — применение нескольких позиций восприятия: 

  • Мечтатель ― отвечает за креативные решения.
  • Реалист ― его зона ответственности — реализация идей.
  • Критик ― отвечает за риски.

Всякую новую идею нужно «прожить» во всех трёх ролях — для этого можно даже использовать три разных стула.

Метод фрирайтинга

Это упражнение объединяет в себе одиночный мозговой штурм и медитацию. Оно отлично запускает процесс выработки идей, когда кажется, что идей нет вообще. Суть практики: взять лист и ручку и в течение некоторого ограниченного времени письменно излагать все приходящие в голову мысли.

Важное правило — ничего не редактировать и перестать писать сразу после того, как сработал таймер. Если гениальная мысль есть в сознании, она успеет проявиться. Каждая из идей, отмеченных как «интересные», может стать новой темой для фрирайтинга — иногда требуется несколько этапов, чтобы найти то самое решение.

Подытожим

Креативность — уникальная способность человеческого мозга, благодаря которой мы можем совершать путешествия в неизведанное, расширять границы реальности и видеть привычное по-новому. Этот навык полезен для повседневной жизни и успешной карьеры, и его можно эффективно развивать. Практикуйтесь — и пусть внутренний творец позволит вам стать лучшей версией себя!

Статью подготовила: Тамирова Дарья

Похожие статьи

Подписка Ed+ на образование

Экономия денег и времени
для тех, кто хочет развиваться