Кто такой маркетолог и чем он занимается?
Маркетолог (англ. marketing — «рыночная деятельность») — специалист, который исследует рынок, группы потребителей, покупательский спрос на товары и услуги, анализирует деятельность конкурентов, а на основе полученных знаний формирует стратегию. С помощью этой стратегии компания будет продвигать свои продукты.
Так маркетолог влияет на позиционирование компании в глазах своей целевой аудитории и УТП ее товаров ― уникального торгового предложения. Компания может позиционировать себя борцом за окружающую среду и выпускать свои товары только из биоразлагаемого пластика. Тогда первые в России биоразлагаемые солнечные очки ― это УТП таких солнечных очков.
Еще маркетолог управляет рекламным бюджетом — он определяет сколько денег и куда вложить, чтобы получить максимум внимания аудитории к компании и её продукту.
То есть маркетолог ― это специалист по рекламе?
Не совсем, но и по рекламе тоже. Для того чтобы придумать и успешно реализовать маркетинговую стратегию (а реклама ― это одна из её частей), маркетолог должен понимать и управлять следующими задачами:
- особенности продукта,
- ключевые показатели,
- методы и способы анализа рынка,
- механики привлечения новой аудитории,
- способы взаимодействия с партнёрами,
- показатели для оценки эффективности рекламной кампании,
- особенности цикла сделки,
- уровень «проникновения» бренда в аудиторию,
- способы поиска точек роста
и так далее.
Как вы видите, маркетологи не только всеми силами работают над привлечением всё большего количества покупателей и пользователей продукта, но и продумывают, как развивать его дальше. Может быть, детское издательство предложит скидку к 1 сентября (или 1 июня), а ещё поучаствует в организации спектакля в начальной школе? Или птицефабрика предложит своим покупателям набор для окрашивания яиц, который будет приложен к коробке? Это точно повысит интерес к компании и увеличит лояльность целевой аудитории.
Так, а зачем в компании маркетолог? Чем он занимается, когда приходит в офис и открывает свой ноутбук?
Зависит от того, какую задачу он решает. Всего есть 5 типов таких верхнеуровневых задач:
- задачи исследования и планирования,
- задачи развития продукта,
- задачи ценообразования,
- задачи сбыта,
- задачи продвижения.
Представьте, что вы ― глава команды маркетологов, а ваш клиент ― молочный завод. Он хочет привлечь к себе внимание и выпускает новый продукт: мороженое со вкусом винегрета.
Исследование и планирование
Чтобы оценить, хорошая ли это идея, вы анализируете и прогнозируете развитие рынка мороженого и сорбетов, оцениваете емкость рынка, изучаете предложения конкурентов, узнаете потребности целевой аудитории: нужен ли им подобный продукт. На этом этапе вы попробуете спрогнозировать, как ваш продукт может вписаться в рынок. Может быть, вы поймете, что сейчас не лучшее время для выпуска винегретного мороженого. Но что если…
Вы строите гипотезы, как будет продаваться такое мороженое, вместе с финансовым департаментом рассчитываете, сколько сможет заработать компания, если сейчас выведет его на рынок, а сколько — спустя год, три или пять лет. Из отчетов производственного отдела вы определяете, хватит ли у завода мощности, чтобы поддерживать спрос, и составляете план по количеству продаж, выручке и прибыли.
Вы занимаетесь планированием.
Развитие продукта
Винегретное мороженое произвело фурор! Нужно подумать, какие могут быть пожелания у целевой аудитории, и предложить им что-нибудь ещё. Может быть, сделать упаковку побольше? Добавить в сорбет кусочки свеклы? Вложить маленькую ложечку? Или сразу несколько, ведь все захотят попробовать такое мороженое? Такие мысли могли бы быть у вас как у маркетолога, занимающегося развитием продукта.
Ценообразование
Только ли гурманы оценят такой деликатес, или стоит выйти на широкий потребительский рынок? Может быть стоит снизить цену? Предложить скидку для распродажи партии в прежней упаковке? Как еще получить максимальную прибыль? Сейчас вы решаете задачу ценообразования.
Сбыт
Слухи об изысканных достижениях вашего клиента разлетаются по всей стране, и вы получаете отчёт о возросшем спросе на мороженое в соседнем регионе. Чтобы разобраться с возможностями масштабирования бизнеса, подготовки вспомогательных материалов для реализации, поиска партнёрских каналов для сегмента b2b и b2c, в вашу команду был нанят маркетолог, который занимается сбытом.
Продвижение
Теперь ваш клиент хочет провести масштабную рекламную кампанию и рассказать о своём прорыве в сфере мороженого как можно большему количеству людей. Ему нужно, чтобы ваша команда подготовила и выпустила рекламу по всем каналам, поддерживала общение с потребителями, помогала стимулировать спрос и подсказала, как дальше продвигать свои продукты.
Конечно, таким большим проектом будет заниматься не команда из пяти человек, а целая маркетинговая компания, такая большая, что даже может занимать несколько этажей в крупном бизнес-центре.
Итак, сегодня вы узнали, что работа маркетолога направлена не только на прямое привлечение потенциальных покупателей и пользователей продукта, но и на дальнейший цикл работы с этим клиентом.
Теперь вы точно знаете, кто такие маркетологи и чем они занимаются! А если вы хотите стать настоящим профи в маркетинге или хотите прокачать навыки на реальных кейсах, рекомендуем менторский проект от Edutoria. Наставники — директора из Сбера, МТС и Британки — оценят ваши навыки и предложат персональную программу развития. Кстати, менторы помогут не только обучении, но и в трудоустройстве. Удачи!