Эффективная система мотивации персонала: как замотивировать сотрудников лучше работать
Любой хорошо функционирующий механизм — это слаженная работа всех деталей. А теперь представьте, что у каждой детали есть настроение, характер, увлечения, семейные обстоятельства и просто эмоциональный фон. Именно так и происходит в коллективе, где работают разные люди — у кого-то больше энергии, у кого-то меньше, кто-то трудоголик, а некоторые сотрудники не всегда могут использовать рабочее время продуктивно.
Именно поэтому любой организации необходима эффективная система мотивации персонала.
Что такое мотивация персонала и для чего нужна
Отсутствие энтузиазма в работе пагубно влияет не только на результаты, но и на самих руководителей. Амбициозные лидеры знают: недостаточно просто работать по инструкции. Если цель компании или подразделения — достичь высоких результатов, то здесь нужна реально работающая система мотивации. Когда сотрудник замотивирован, он может быть креативным, инициативным и самостоятельным, то есть именно таким, каким его обычно хочет видеть руководство.
Вопросами правильной мотивации задаются не только неопытные и начинающие руководители. Хорошие «капитаны» всегда стараются использовать самые эффективные и современные методы мотивации персонала, стараясь не просто добиваться высоких показателей в работе, но и сохранить крепкий, положительно настроенный коллектив.
Базовые принципы здоровой мотивации
Перво-наперво стоит сделать одну важную вещь: по возможности забыть про отрицательную мотивацию, то есть штрафы, резкую эмоциональную критику и тотальный контроль сотрудников. Ни один из этих методов ещё не сработал в долгосрочной перспективе: они лишь усиливают стресс работников и приводят к противоположному от желаемого результату. Впрочем, если ваша цель — постоянная текучка кадров, то можно взять на вооружение одну из этих техник.
Либо, если специфика вашей работы нуждается в строгих мерах, старайтесь, чтобы каждое взыскание было полностью оправдано и обосновано действительно важными причинами.
Если же вы — лидер, который хочет вести за собой сплочённую команду, стоит попробовать более передовые методы мотивации персонала. Помните, что правильно замотивированные надёжные сотрудники в первую очередь освобождают ваше время и голову для новых, дерзких идей, ведь не нужно контролировать людей, доделывать и тратить драгоценное время на постоянный инструктаж. Мы, кстати, уже писали о том, кто такой настоящий лидер, и какими качествами он обладает.
Составьте для себя небольшой план и следуйте ему при взаимодействии:
1. Проанализируйте сотрудника и выделите его сильные и слабые стороны. Можете выписать их в две колонки
2. Сопоставьте проведённый анализ с текущими задачами сотрудника, подумайте, развитию каких навыков стоит уделить внимание.
3. Назначьте встречу с сотрудником в формате 1 to 1.
Обсудите текущие задачи, проанализируйте поведение и эмоции сотрудника — о чём он говорит с энтузиазмом, а какие из задач вызывают негатив. Поделитесь своим мнением в позитивной форме: в чём вы видите потенциал сотрудника, на развитие каких навыков нужно делать упор.
Если сотрудник рассказал о неинтересных текущих задачах, подумайте о том, как донести их важность и значимость. Например, можно сделать акцент на увеличении метрик при выполнении задачи, наведении порядка в операционной деятельности или достижении командных целей.
Также можно напомнить сотруднику о важности его работы, ведь зачастую это тоже является одним методов мотивации.
4. В конце встречи обязательно уточните, есть ли у человека вопросы, а также запросите обратную связь в ваш адрес. Часто мы не можем проанализировать свои действия со стороны, и такие встречи помогают узнать о себе больше, увидеть точки роста.
Формат 1 to 1 эффективно работает на обоих участников, можно проводить такие встречи по необходимости или на регулярной основе по итогу выполнения целей. Например, в конце каждого квартала.
Виды мотивации персонала
Существует немало систем мотивации, нужно лишь подобрать удобные вам и работникам. Для кого-то чрезвычайно важны визуальные подтверждения своих заслуг, вроде дипломов, грамот, сертификатов. А кто-то будет работать в три раза лучше, если почувствует признание коллектива и личную ответственность. Для начала стоит определиться, каких целей будет стремиться достичь именно ваша система — в каком процентном соотношении вы готовы предоставить работникам материальные и нематериальные стимулы.
При этом держите в уме базовые принципы пирамиды Маслоу: физиологические потребности составляют её основу, а самореализация находится на вершине. Всё взаимосвязано, но без фундамента нет и крыши.
Материальная мотивация
Продуманная система повышений и денежного поощрения, премии и надбавки — эффективная и надёжная мотивация сотрудников. Деньги всё-таки лежат в основе пирамиды приоритетов и потребностей работников, и они ценят компанию, которая хорошо оплачивает их труд. Это напрямую влияет и на ощущение собственной ценности как профессионала.
Материальное стимулирование можно условно поделить на прямое и косвенное.
Прямое
- регулярные премии (квартальная, годовая);
- премии по итогам работы (оценивается личный вклад команды или сотрудника в рост показателей и прибыли или в успех проекта).
Главный принцип индивидуального поощрения — оно должно соответствовать вкладу сотрудника. Старайтесь не создавать ощущения, будто сотрудник всё равно получит большой бонус, даже если не очень старается.
Косвенное
- оплата обучения и повышения квалификации;
- компенсация проезда, мобильной связи, затрат на питание;
- скидки на продукцию или услуги компании;
- материальная поддержка, например, при рождении ребёнка, болезни или утрате близкого человека.
К штрафам и отрицательной мотивации стоит прибегать только в крайнем случае — если сотрудник действительно нанёс компании ощутимый ущерб из-за намеренного нарушения правил. В этой статье мы больше внимания уделим нематериальной сфере.
Один из главных нюансов материальной компенсации — его ограниченность. Когда работник удовлетворён материально, на первый план начинают выходить другие потребности — в статусе, признании, развитии. К тому же, финансовые ресурсы не бесконечны, и работодатель вряд ли сможет повышать зарплату слишком часто и выписывать огромные премии каждый месяц. Поэтому на этом фундаменте стоит построить эффективную пирамиду нематериальных стимулов.
Нематериальная мотивация
Помимо денег, есть множество привлекательных условий, которые будут мотивировать работников трудиться именно у вас — и делать это настолько хорошо, насколько возможно. Нематериальная мотивация может быть очень разнообразной и включать в себя самые разные виды поощрений.
Льготы и привилегии
В этот список могут входить расширенное медицинское страхование, бесплатное питание, спортзал, комната отдыха с гамаками. Любые проявления заботы и грамотная мотивация сотрудников помогают справиться со стрессом и работать лучше.
Обучение
Регулярно организовывайте обучение новым навыкам. Конференции, курсы, лекции от спикеров-профессионалов — так вы покажете, что развитие и карьерный рост сотрудника в ваших интересах и к общим целям вы тоже стремитесь вместе.
Качественная обратная связь
Находите время на то, чтобы дать оценку работе команды, отмечая и слаженность работы всего подразделения, и персональный вклад отличившихся сотрудников. Справедливая похвала может качественно повысить человеку настроение. Если же требуется критика, преподносите замечания спокойно и конструктивно, используйте не обвиняющие, а мотивационные фразы. «Вы сможете намного лучше» звучит гораздо приятнее, чем «вы сделали плохо». Давайте возможность людям исправить ошибки, если они не носят подозрительно регулярный характер.
Поддержание здорового климата в коллективе
Корпоративная культура — важная несущая конструкция для любой организации, которая желает уберечь себя от текучки кадров и нездоровой атмосферы в команде. Если вы действительно задались целью сплотить коллектив так, чтобы всюду царила настоящая дружеская атмосфера, не обойтись без тимбилдингов и хорошо организованных корпоративов. Здесь снова стоит проявить внимание к работникам и спланировать для них командную активность, которая действительно понравится всем. Будет ли это байдарочный поход, или вечер с настольными играми, а может, караоке и квиз — важно, чтобы это было в радость.
Индивидуальный подход
Некоторые руководители имеют возможность учитывать особенности каждого работника и действовать сообразно им. Как правило, если коллектив небольшой, специалисты «штучные», каким действительно нелегко найти замену, и пользы они приносят очень много. При этом, в организации нет строгого учёта рабочего времени и других узких рамок, так что мотивация персонала может быть по-настоящему гибкой.
Здесь психологи советуют обращать внимание на темперамент сотрудника, его потребности и особенности. Возможно, кому-то подойдёт особый график — он будет сдавать проекты вовремя, если работает во второй половине дня и по ночам, а утром отсыпается. Кто-то часто уходит на больничный с детьми, но компенсирует отсутствие наиболее высокой производительностью в рабочие дни. А кому-то важно получать букет роз на день рождения.
Тут виды мотивации каждый определяет, отталкиваясь от исходных данных. Главное — соблюдение поставленных условий обеими сторонами. Если сотрудник только требует к себе особого отношения, но на его эффективности это никак не отражается, либо стоит применить иные методы мотивации, либо всё-таки присмотреть другого кандидата.
Разумеется, прежде всего не забывайте уделять внимание себе как руководителю — если нужно вести за собой людей, лучше собственного примера нет ничего. Развивайте лидерские качества, читайте мотивационные книги, повышайте рабочую компетенцию и учитесь новому.
Как система мотивации влияет на производительность
Мотивация персонала ― один из главных факторов повышения производительности труда.
Грамотно выстроенная система направлена на достижение многих целей:
- повышение эффективности отдельно взятого работника;
- стимулирование развития целых команд и департаментов;
- построение здоровых отношений в коллективе;
- предупреждение выгорания сотрудников;
- уменьшение текучки кадров;
- рост показателей и достижение целей компании.
Мотивация при этом не должна быть чрезмерной. Усиление стимулирования может наоборот ухудшить и снизить эффект, а соблюдение среднего уровня мотивации помогает сохранять стабильный результат. В основном это происходит из-за того, что энергетический ресурс мотивируемых не безграничен, а слишком сильная стимуляция вызывает напряжение и потерю сил.
Поэтому во всём важны баланс и умеренность.
Мотивация удалённых сотрудников
В удалённой работе много плюсов как для самих сотрудников, так и для их руководства. Сокращаются расходы на обслуживание офиса, о компенсациях за дорогу и питание совсем не нужно думать. Однако, в этом формате есть свои подводные камни, и здесь эффективная мотивация персонала может иметь свои нюансы.
Контроль над рабочим настроем сотрудников может быть осложнён их дистанционным расположением. Как всё-таки обойтись без тотального надзора с использованием контролирующих программ и при этом сохранить стойкие показатели?
Используйте чаты в мессенджерах, проводите созвоны, планёрки, встречи и мозговые штурмы. Важно, чтобы каждый сотрудник будет чувствовал себя частью команды, даже если вы не встречаете вживую в офисе.
Организовывайте видеовстречи по результатам работы, обсуждайте выполнение плана и различные нюансы, выслушивайте мнение каждого.
Из-за отсутствия людей в офисе вы можете не видеть признаки выгорания или недовольства, или какие трудности человек испытывает, видит ли результаты своей работы. Поэтому очень важно держать контакт.
Удалённому сотруднику могут не доставаться все эти блага, которые есть у офисных — корпоративы, фитнес, льготы. Постарайтесь адаптировать по возможности эти аспекты для тех, кто не присутствует физически, но вносит большой вклад в работу компании. Здесь придётся проявить фантазию: может, подарить удалёнщикам сертификаты в фитнес-клубы их городов, присылать подарки и сувенирную продукцию компании на праздники. Всё, что вы сочтёте достойным вознаграждением за труд.
Какую систему мотивации выбрать
Когда приходит время выбирать систему мотивации, стоит начать с выявления ресурсов организации и потребностей сотрудников.
Хорошо подумайте, что вы можете дать своим работникам, и что им действительно нужно. Симбиоз этих факторов и будет ключом к успеху.
Самая эффективная система мотивации персонала такова:
- сочетает в себе материальное и нематериальное стимулирование;
- сбалансирована и не чрезмерна;
- охватывает все уровни в пирамиде потребностей;
- учитывает особенности и пожелания сотрудников;
Комбинируйте, анализируйте свою систему, смотрите на показатели и корректируйте свои методы в зависимости от того, как они влияют на результат. Замотивированные сотрудники и не нуждаются в постоянном контроле — они по-настоящему преданы своему делу и показывают высокие результаты.
И не забывайте уделять внимание себе как руководителю — если нужно вести за собой людей, лучше собственного примера нет ничего. Развивайте лидерские качества, читайте мотивационные книги, повышайте рабочую компетенцию и учитесь новому. Уважайте себя и труд своих сотрудников, и вы сумеете достичь вместе любых высот.